Куклы учат людей быть людьми
Корреспондент «МК Черноземье» побывал за кулисами курского театра кукол.
По узким извилистым коридорам Курского Государственного театра кукол все время кто-то бегает, кто-то кого-то зовет.
Краем глаза замечаю, как кипит работа над новыми куклами.
— Снеговиков для новогодней постановки шьют, — объясняют мне.
Для артистов новогодняя пора — самая горячая, ни о каком отдыхе и речи нет,
ведь вот-вот начнутся каникулы, и толпы маленьких любопытных зрителей хлынут в двери курского театра кукол,
чтобы ненадолго оказаться в сказке.
— Простите за опоздание, земля горит под ногами,
— заглядывает в кабинет режиссер и актер театра Игорь Семяновский.
— Пойдемте.
Семяновский — не случайно сегодня мой собеседник,
именно он срежиссировал новогоднюю интермедию, небольшую историю,
предшествующую основному действию — спектаклю.
— В этом году мы отошли от привязки к символу года. В прошлом году у нас на сцене появлялись милейшие обезьяны, до этого была коза.
А сейчас мы решили отступить от Восточного календаря в пользу традиционных персонажей.
Сюжет таков: два добрых бестолковых снеговика по просьбе Деда Мороза отправляются в путь,
чтобы принести волшебный фонарь, который должен зажечь новогоднюю елку.
Но на их пути встречается злая Баба Яга, которая гасит фонарь.
— Откуда берете идеи?
— Витают в воздухе. Это извечная история противостояния добра и зла, добрая, со счастливым концом.
— А любимый спектакль у вас есть?
— Сложно выделить что-то одно. Много ролей, к которым особое отношение.
А бывает так, что дороги даже не свои роли, а смотришь работы коллег и восхищаешься тем, с какой самоотдачей работают люди.
И ловишь себя на мысли: какая удача, что я работаю на одной сцене с этими артистами.
— Все-таки работа артиста театра кукол отличается от выступления на сцене обычного театра. В чем специфика?
— Актер театра кукол чаще мыслит образами, фактурами, предметами. Потому что все, к чему он прикасается, должно оживать.
Это и есть наша главная особенность:
мы оживляем и вдыхаем жизнь в неодушевленные предметы. Ведь по сути, что такое кукла?
Это инструмент, созданный профессиональным художником. Безусловно,
в нем видна рука мастера и вложена частичка его души, но сама по себе театральная кукла ничего не значит.
Она приобретает смысл только тогда, когда кто-то берет ее в руки. Это и есть наше ремесло, которым мы живем.
— Весь актерский состав — профессиональные артисты?
— К сожалению, мы наблюдаем сегодня ситуацию, когда выпускники профессиональных столичных вузов не едут к нам, в Курск.
Это грустно. Но в то же время я знаю много молодых ребят, которые приходят в театр и заражаются тем, что мы здесь делаем.
И это будет их призванием на долгие годы.
А курский театр кукол становится главным театром в их жизни.
— Вы работаете для особенной аудитории — детей.
— Знаете, каких-то кардинальных отличий от работы со взрослым зрителем, нет.
Самое главное — это честный искренний разговор.
И та доверительность, которая возникает у актера с ребенком, и, увы, редко возникает, когда в зале взрослая аудитория.
Потому что взрослые так внимательны к деталям и к логике процессов, которые происходят на сцене,
что порой артист только тем и занимается, что доказывает правдивость того, что он играет.
Ребенок же готов прощать нам наши нелогичности. Знаете, мне кажется, что логика — это враг искусства,
потому что Господь Бог создал нас вне всякой логики. И в нашей жизни все выстроено совсем нелогично именно для того,
чтобы человеку было интересно жить. Порой лишь зацепившись взглядом за какой-то нелогичный элемент, можно понять весь гениальный смысл замысла.
Я сейчас говорю и о спектаклях, и о жизни вообще. Может, кому-то покажется кощунственным то, что я сейчас скажу, но, беря куклу в руки,
мы тоже становимся немного богами. И мы рождаем на сцене новый образ, он несовершенный и хрупкий, но тем ценнее он для зрителя,
который видит и узнает в нем слабости.
А в слабостях вся сила человека.
— При этом у вас есть спектакли для взрослых...
— Да, и они абсолютно замечательные. Сейчас в репертуаре «Маленький принц», но у нас в запасе есть и «Терем»,
и «Повелитель мух», а сейчас работаем над постановкой нового спектакля «Бабаня» по пьесе современного автора Кати Рубиной.
Его ставит главный режиссер театра Валерий Бугаев, и нам очень интересно работать над ним.
Со сцены звучит живая музыка в исполнении самих актеров театра кукол, это новый и необычный опыт.
Спектакль о женщине — бабе Ане, которую все зовут Бабаня. У нее умирает дочь, и Бабаня отправляется в Австралию к своей внучке,
собирающейся замуж. Главная героиня хочет увидеть счастливую внучку, но оказывается, что никакого счастья там нет.
Когда Бабаня пытается попасть домой, у нее все время что-то происходит, и она оказывается в других городах и странах,
встречая там разных людей. Бабаня оказывает на них такое влияние,
некоторым буквально спасает жизни, что в канун Нового года они все собираются вместе в ее квартире — встречать праздник.
— То есть у истории хороший конец?
— Да. Это такая рождественская история, с достаточно простым сюжетом, но очень глубокая по своему смыслу.
Очень хорошо прописаны роли, и сам язык пьесы — он современный и органичный.
— Сложно перестроиться от одного персонажа к другому?
— В этом ведь и есть смысл актерского мастерства. Более того, специфика именно нашего театра. Ведь если углубиться в историю...
Актеры театра кукол могли в одиночку играть целое представление с множеством персонажей, изменяя голос и манеру речи.
Перестраиваться — это часть нашей работы. В театре есть замечательный спектакль «Кощей + Василиса = ?».
Там задействованы всего два актера, а персонажа четыре. И это отличный мастер-класс для кукольников,
потому что очень важно хорошо владеть техникой кукловождения, уметь создавать разные характеры, передавать юмор.
- Что самое важное для вас в вашей работе?
— Самое важное — иметь возможность остановиться и оценить то, что сделал.
И чем чаще и глубже ты будешь анализировать пройденный путь, тем сильнее и заметнее будет творческий прогресс.
Порой актера постоянно заставляют работать, без передышки,
и у него просто нет возможности остановиться и задуматься: а какова же на самом деле его миссия на этой земле?
-У вас огромный творческий стаж. Как считаете, изменился ли зритель за эти годы?
— Да, и очень сильно. У сегодняшних детей внимание убито гаджетами и телевизором. Особенно телевизором.
Ведь там можно смотреть мультик, пойти на кухню, сделать бутерброд, вернуться и понять, что примерно происходило на экране в твое отсутствие.
И чем легковеснее телевизионный продукт, тем больше на него подсаживаются дети. Театр выстроен по-другому.
Здесь акцентированное внимание является необходимым. И мы действительно очень расстраиваемся, что дети стали так рассеяны.
- Ваши пожелания читателям «МК Черноземье» в преддверии праздника?
— Я желаю людям чаще ходить в театр, и в театр кукол в том числе.
Потому что, прикасаясь к этому детскому миру, человек становится чище, добрее, светлее.
И чем чаще он будет это делать, чем чаще возьмет ребенка за руку и приведет в театр, тем больше у нас надежды на то, что поколение не вырастет потерянным.
Мы надеемся — то, что мы делаем на сцене, хотя бы одного ребенка из зала научит быть добрым и чутким. И это уже будет успех.