Информационное агентство «КУРСК СЕГОДНЯ»
от 04 октября 2016

Кукольных дел мастера

2 октября театр кукол открыл новый сезон премьерным спектаклем для семейного просмотра «Ладушки» по пьесе Елены Ивановой. В преддверии этого события корреспондент газеты «Курск» встретился с теми, кто на протяжении многих лет создает волшебную сказку для маленьких курян.

Валерий Бугаев, режиссер театра
Профессионал высокого класса, Валерий Флегонтович в 20 лет уже стал главным режиссером Черкасского театра. А в 28 ему присвоили звание заслуженного артиста Украины. Заслуженным деятелем искусств России он стал уже в Курске. Можно с уверенностью сказать, что с его появлением в жизни театра кукол начинается новый этап. Для режиссера, который более 20 лет определяет репертуарную политику, недостаточно поставить яркий и зрелищный спектакль. Очень важно найти верную интонацию в разговоре с юным зрителем, ведь дошкольный возраст — это время, когда начинают формироваться моральные качества, закладываются личностные мотивы поведения, отношение к окружающему миру.

Поэтому Валерий Флегонтович использует весь комплекс выразительных средств театра кукол - музыку, дизайн, свет, звук, актерскую игру. Это помогает маленьким зрителям ощутить атмосферу сказки, прививает художественный вкус, расширяет кругозор, развивает речь и умение выражать свои чувства. Для режиссера необходимо, чтобы разговор о вечных нравственных ценностях был серьезным, без всяких скидок на юный возраст. Кроме того, в репертуаре театра есть достаточно большое количество спектаклей для взрослых.

- Мы стараемся охватить разные возрастные категории, это для меня основополагающий принцип работы, — подчеркивает Валерий Флегонтович. Он берется за такие постановки, которых не найдешь в репертуаре других театров. Они становятся настоящим событием, и не только в культурной жизни Курска. Одна из последних таких работ - «Повелитель мух».

Роман нобелевского лауреата англичанина Уильяма Голдинга занимает отдельное место в мировом литературе ХХ столетия. Напомним его сюжет: группа английских мальчиков в силу некоего глобального катаклизма оказывается на необитаемом острове, и вскоре большинство из них превращаются из маленьких джентльменов в дикарей, поклоняющихся «повелителю мух». Спектакль адресован взрослому зрителю, но представляет интерес и для детей.

- Это наша гордость, - подчеркивает режиссер, - и я вижу, как воспринимают постановку ребята, искреннее надеюсь, что они приобретают для себя что-то полезное. Режиссер признается, что сегодня, несмотря на определенные сложности в работе, театр живет и развивается. Есть постоянные зрители, которые приводят сюда своих детей, внуков. А значит, впереди много замыслов и идей, которые будут воплощены в жизнь.

Игорь Семяновский, актер
В театр он попал, можно сказать, случайно. После восьмого класса, по совету сестры, решил попробовать свои силы на этом поприще. В пятнадцать лет Игорь был ниже ростом многих своих сверстников, и директор Днепропетровского училища предложил ему поступать на отделение «Актер театра кукол». Конкурс был очень большой, но молодой человек его успешно прошел. После окончания играл в труппе Днепропетровского театра, а в 1996-м Игорь переехал в Курск.

- Артисту интересно работать здесь, прежде всего, потому, что наш репертуар значительно отличается от других, - отмечает Игорь Семяновский. Быть «кукольником» непросто. От него требуется такое же умение создать характер и образ своего героя, как и от драматического актера. Помимо прочего, надо особенно точно владеть интонацией и пластикой. Добавьте к этому требования к вокалу, хореографии. Необходимо также изучить и правильно использовать все технические возможности куклы, чтобы придать ей все пластические особенности персонажа. Всеми этими навыками актер должен владеть в совершенстве. Кроме того, для того чтобы достучаться до сердца маленького зрителя, нужно вместе со своим героем переживать все то, что происходит на сцене.

- Порой сама природа куклы определяет способ ее существования и поведения в спектакле. Достаточно следовать за характером, предложенным художником, чтобы кукла была максимально живой и выразительной, - отмечает Игорь Семяновский. За годы работы все персонажи для него стали по-настоящему родными. И с каждым связаны какие-то теплые воспоминания.

Через мир кукол можно передать то, что человеку не под силу, она очень точно оценивает происходящее, считает актер, и, наверное, поэтому к куклам тянутся и взрослые, и дети. Игорь Семяновский занят почти во всех спектаклях действующего репертуара. В основном, это главные роли. Артист способен одновременно играть несколько разноплановых персонажей. Например, в постановке «Кощей+Василиса=?» он исполнил роли Ивана и Кощея. Во время действия куклы одновременно находятся на площадке, при этом актер озвучивает сразу двух героев. Также актер пробует себя и в качестве режиссера. Кстати, «Ладушки» - не первая его работа.

Ольга Кельина, художник
Основа каждого спектакля - кукла. Все начинается именно с ее загадочного появления на свет, и только потом на нее накладывается драматургия. Тайнами рождения театральной куклы с нами поделилась художник Ольга Кельина. Благодаря ее таланту, трудолюбию и любви к своему делу и появляются персонажи будущих спектаклей: перчаточные, тростевые, марионетки, планшетные, теневые.

Ольга Кельина, художник
Основа каждого спектакля - кукла. Все начинается именно с ее загадочного появления на свет, и только потом на нее накладывается драматургия. Тайнами рождения театральной куклы с нами поделилась художник Ольга Кельина. Благодаря ее таланту, трудолюбию и любви к своему делу и появляются персонажи будущих спектаклей: перчаточные, тростевые, марионетки, планшетные, теневые.

- Ольга, расскажите, как создается кукла.
- Сначала художник делает эскизы. Особенно прорабатываются внешние черты. Далее этот образ воплощается в глиняную скульптуру. Затем голова разрезается пополам и укладывается на ровную поверхность, заливается гипсом для создания формы, которую в дальнейшем будут использовать художники-бутафоры. Они укладывают на нее слои бумаги. Потом половинки склеиваются вместе, а полученное изделие после шлифовки переходит в руки художника-конструктора. Он делает не только основу будущей куклы, но и ее механику, то есть заставляет ее работать, двигать ручками, ножками. Это своего рода процесс оживления куклы, который поможет в дальнейшем актеру более точно передать задуманное режиссером. После изготовления механики кукла опять попадает к художникам-бутафорам, которые придадут ей законченный внешний вид, а затем — к художнику-костюмеру.

- Сколько времени занимает этот процесс?
На изготовление одной куклы может уходить от одной недели до месяца, все зависит от ее сложности и тех задач, которые ставятся перед ней в спектакле. Чем более она «напичкана» механикой, тем труднее ее сделать.

- Какие требования предъявляют актеры к куклам?
- Каждому хочется работать не только с красиво сделанной, но и технически совершенной куклой. Она должна быть легкой, простой, удобной и безопасной в использовании. Поэтому перед изготовлением каждое изделие прорабатывается до мелочей, чтобы потом его не переделывать заново. Бывает и такое.

- Какой момент в работе для вас самый приятный?
- Их бывает много, и, безусловно, важно, чтобы мой труд получал положительную оценку. Отрадно слышать, когда говорят: кукла удалась. Но главное — то, как реагируют на спектакль наши маленькие зрители, какие эмоции они испытывают.

Дарья ЗАЕВА