«Курский вестник» 22-28 апреля 2014 г. |
---|
ДУМАЙТЕ САМИ, РЕШАЙТЕ САМИ |
---|
Спектакль по одному из самых удивительных романов XX века - "Повелитель мух" Уильяма Голдинга - отважились поставить в Курском театре кукол. И вот работа отправилась в Самару. Побывавшая в Курске Наталья Старосельская, редактор журнала о театральной жизни "Страстной бульвар", посмотрела спектакль и поняла, что коллеги по цеху это непременно должны увидеть. Режиссер Валерий Бугаев не в первый раз размышляет над вечной проблемой добра и зла и не боится говорить зрителю, что не всякая сказка имеет счастливый конец. Достаточно вспомнить одну из первых его курских постановок для взрослых - ’Терем" по пьесе Александра Лиманова. Красавица и чудовище уживаются в одном теле, и неизвестно, что истинно - лик или личина. И вот теперь Голдинг, предлагающий нам самостоятельно установить границы дозволенного, определить, где проходит тонкая грань, отделяющая игру от преступления, слабость от предательства. Трудно вести разговор о спектакле и не уйти в пересказ фабулы романа. Тем паче что он сегодня, на фоне известных событий вдруг зазвучал пугающе актуально. Хорошие мальчики из добропорядочных английских семей оказываются после авиакатастрофы на необитаемом острове и поначалу пытаются жить так, как их учили. Выработать правила и неукоснительно соблюдать их. Но очень скоро выясняется, что уроки цивилизованного общества усвоены вовсе не так уж прочно, что, подчинившись сильному, легко переложить на него бремя ответственности, а общее ликование толпы быстро заглушает голос собственной совести. И вот уже бодро, как детская считалочка, звучит страшное заклинание: "Бей свинью! Глотку режь! Пусть прольется кровь!" Но у писателя есть не одна сотня страниц текста, чтобы проследить эту чудовищную метаморфозу, процесс пре вращения райского острова в адский, а благовоспитанных вежливых мальчиков в одержимых жаждой крови чудовищ. У театра - всего полтора часа и маленькое пространство сцены. Да, режиссер ожидаемо прибегает к помощи видеоряда, проецируемого на задник сцены. Но вот что поразительно: мастерски снятые кадры блекнут на фоне происходящего на сцене. Невозможно передать словами то, что видят глаза. Нет декораций в привычном понимании этого слова. Но перед нами тот самый остров, что описан в книге. Он сам - живое существо. Безразлично- спокойное в начале повествования, разъяренно ощетинившееся в конце, в сцене преследования Ральфа обезумевшими от вседозволенности охотниками. И ты, взрослый человек, знающий текст романа, сидишь, холодея от ужаса, и заклинаешь какие-то высшие силы помочь спастись мальчишке. Это потом, вспоминая и анализируя спектакль, будешь пытаться понять, как, какими математическими расчетами режиссер сумел заставить всех участников сцены дышать в одном ритме, чтобы превратиться в горы и обрывы, переплетенные лианами джунгли, охваченные адским пламенем... А в зале ты с замиранием сердца следишь, как уходит от погони хрупкий большеглазый мальчик, и, кажется, не понимаешь, что это кукла, подчиняющаяся воле кукловода. Хотя привычное название артиста театра кукол кажется в данном случае неуместным и даже унизительным: кукла и актер здесь не то партнеры, не то совсем новое цельное существо. Такое высокое мастерство тем более удивительно, что в спектакле не просто заняты все артисты театра (и маститые, и делающие первые шаги на сцене), но привлечены и вовсе "посторонние". В новом для себя качестве открыла себя завлит театра Мария Кузьмина, "досрочно" вышел на подмостки Дмитрий Сопов, второкурсник колледжа культуры. Последний, впрочем, работает без куклы-партнера, просто вживую. Дело в том, что в спектакле два Ральфа, два Джека. Одна пара - Ральф (Игорь Семяновский) и Джек (Вадим Козлов) непосредственные участники действия. Другая - взрослые Ральф (Дмитрий Сопов) и Джек (Александр Титов) проживает историю в воспоминаниях. На протяжении всего спектакля они находятся на сцене, почти не меняя поз. Зато редкое вмешательство в действие сообщает происходящему невероятный эмоциональный накал. Эта режиссерская придумка - работа как бы в двух временных планах - позволяет не только собрать воедино весь спектакль, вкладывая в уста этих выросших мальчиков авторский текст, внутренние размышления героев, но и позволяет сделать еще острее и больнее задаваемые Голдингом вопросы. Удивительно, но, не позволив себе ни единой вольности в отношении авторского текста, режиссер добавил ему смыслов. Ибо спор не завершен, не расставлены точки над i. Да, Ральф импозантнее, выглядит более успешным и благополучным. Нарочитая грубоватость и неопрятность взрослого Джека заставляет заподозрить, что не слишком высоко поднялся он по социальной лестнице. Но разве не случается нам сталкиваться с ситуацией, когда условия игры диктует вовсе не тот, кто умнее? Ровно так, как случилось на придуманном Уильямом Голдингом острове... Перечитала написанное и поняла, что говорю преимущественно о режиссерских находках, режиссерском видении. Между тем театр - дело командное. Не сложится команда, не случится чудо спектакля. С первой сцены музыка (Александр Москаленко) не дает нам обмануться лаской и покоем райского острова и на протяжении всего действия точно расставляет акценты. Художник-постановщик Виктор Никитин не просто придумывает кукол. Он создает им характер, пластику, если угодно, судьбу. Каждому занятому в спектакле актеру хочется сказать отдельное спасибо. Долго после спектакля продолжают звучать в ушах дискант малыша Персиваля, повторяющего как заклинание от всех бед свое имя и адрес (Татьяна Гаркавцева), срывающийся голос Саймона, ставшего первой жертвой преступивших черту охотников (Сергей Рякин), интонации речи трогательного, разумного, понявшего что-то очень важное о жизни Хрюши (Наталия Бугаева). Самое важное, самое главное, самое прекрасное в театре - его сиюминутность. Здесь, сейчас, в твоем присутствии совершается чудо, творится искусство. У курян есть редкая возможность увидеть уникальную театральную работу. Не упустите ее. В майской афише "Повелитель мух” еще значится. Людмила ТРЕТЬЯКОВА
|