«Городские известия»
10 ноября 2011 г.

Трудная дорога к мечте, или 20 лет спустя...

Отклики читателей «ГИ» на опубликованные ранее материалы («Здесь нельзя ошибаться» (номер от 13 октября) и «Рамка для Знаменского собора» (номер от 27 октября) заставили вернуться к теме застройки «полугоры» — пустыря в историческом центре города, на спуске от Красной площади в сторону цирка — квартал 365. Сегодня речь пойдет об архитектурном проекте 20-летней давности, который, возможно, более других имеет право претендовать на эту площадку.

Многие куряне — даже весьма почтенного возраста — вспоминают свои детские походы в театр кукол с удовольствием и ностальгией. Все началось в 1944-м, когда еще шла война. За эти годы было поставлено 270 спектаклей, которые посмотрело более трех миллионов зрителей.

Наверняка, когда в 60-х годах прошлого века театр кукол получил в аренду здание бывшей гимназии, где располагается и по сей день, уже понимали, что тесновато будет в нем артистам и ребятишкам. Курск восстанавливался, строился, хорошел, а театр кукол, как в недоброй сказке, оставался все в том же состоянии, будто его заколдовал какой-то злой и упрямый гном.

Моя собеседница — Александра Кондратова директор (с 1987 года) Курского государственного театра кукол. Как раз на ее долю пришлось более всего хлопот в попытках построить-таки новое здание. Александра Николаевна предложила начать беседу с проблем учреждения, чтобы читателям сразу стала понятна суть вопроса.

— Нынешнее здание старое, полуторавековой давности, но дело не только в этом. Очень тесно, эта проблема с каждым годом усугубляется, здесь просто становится опасно. По большому счету, специалисты МЧС должны были наш театр давно закрыть за несоответствие нормам охраны и безопасности труда. Есть соответствующее экспертное заключение. К примеру, со второго этажа, где расположен зал, — только один выход. Сцена вообще никаким требованиям не соответствует.

Еще одна проблема, решить которую в нынешнем варианте весьма затруднительно. Дело в том, что транспорт, который подвозит к театру детей, стоит в ожидании на улице Дзержинского: рядом с нами такой возможности нет. Подъехать и хотя бы высадить детей напротив входа тоже невозможно. Около театра даже пешеходный переход отсутствует, несмотря на мои неоднократные обращения в ГИБДД. Знак «Осторожно: дети!» они тоже не устанавливают. Зимой, когда гололед, к театру не спустишься. Давно бьюсь, чтобы спуск регулярно чистили, потому как усилий одного нашего дворника не хватает, но бесполезно. Это при том, что рядом располагаются Дом журналиста, банк, магазины, БТИ... Мало того, когда зимой по проезжей части проходит снегоуборочная машина, она сгребает снег к тротуару. Зрителям приходится перебираться через сугробы, а уже потом с мокрыми ногами заходить в театр.

И еще: как в 60-х годах было 150 зрительских мест, так и осталось. Но ведь город-то с тех пор вырос в разы, востребованность нашего театра — тоже.

— Я специально копался в Интернете — узнать, сколько новых театров кукол построено в России за четверть века. Сбился со счета. Так почему же не в Курске?

— Вопрос непростой. Если рассказывать обо всех попытках добиться этого, получится настоящая сага. Поэтому — лишь коротко.

В первый же год моей работы в нынешней должности вместе с главным архитектором области Анатолием Маховым мы вышли на директора института проектирования зрелищных и спортивных сооружений имени Мезенцева, там объявили внутренний конкурс на разработку для Курска проекта комплекса зданий театра кукол с размещением его на «полугоре». Еще до конкурса к нам приезжала группа сотрудников института. Они изучали Курск, делали социальный срез, интересовались, как организуется досуг в других городах, смотрели ТЮЗ, детские библиотеки... То есть к вопросу подошли серьезно и сделали положительное заключение — новому театру кукол в Курске быть.

На конкурс было подано семь проектов, итоги подводились с активным участием курян. Москвичи, на мой взгляд, очень корректно рассматривали всю ситуацию этой горки, согласовывая многие детали проекта с городской администрацией. Кроме собственно театра кукол, на этой площадке предполагалось построить панорамный кинозал и выставочное помещение. Максимальная этажность — не более шести. Учли и тот факт, что архитектурной доминантой этой площадки должен остаться Знаменский собор (в то время кинотеатр «Октябрь»). По сути, был задуман не просто театр кукол, а детский театральный центр: репетиционный зал, малый экспериментальный зал, детский зимний сад, мастерские, несколько помещений для работы с детьми (музей истории кукол, музыкальный салон, видеосалон...). Напомню, что речь идет о конце 80-х годов прошлого века, сегодня этот перечень выглядел бы иначе.

Позднее мы попросили привезти в Курск все проекты, участвовавшие в конкурсе. Марк Теплицкий очень беспокоился, как новые здания будут вписываться в архитектурное пространство на фоне строений, стоявших на кромке Красной площади над спуском-«полугорой».

— С момента проведения конкурса прошло более 20 лет, многое в архитектуре изменилось, но внешне этот проект и сегодня впечатляет.

— Считаю, что у московских архитекторов получилось удачно. Проект, занявший первое место, позднее был отмечен премией Госстроя РСФСР.

В 1992 году мы получили разработку всего строймонтажа, а вот на разработку интерьеров средств в области не нашлось. Времена были непростые, но, на мой взгляд, деньги найти можно было.

В 1997-м с тем же вопросом я обратилась к губернатору Александру Руцкому. Скоро вышло распоряжение, предусматривающее, в частности, выделение 470 миллионов рублей на 1997 год «...на капремонт и существующего помещения, и последующее проектирование и строительство нового здания театра кукол». Позже у Руцкого возникла идея использовать для проектирования и строительства площадку Летнего театра в Первомайском парке. Этим занялся «Курскгражданпроект»: существовавшую разработку просто «посадили» на Первомайский парк. Впрочем, там тоже возникла проблема — вдоль улицы Максима Горького, рассекающей парк, проходят инженерные магистрали, и на этой части строить ничего нельзя. А со стороны Красной площади — голубые ели. То есть весь проект компактно не размещался. Однако полагаю, что и в этом случае решение найти можно было, хотя бы в компромиссном варианте.

У губернатора Александра Михайлова я была на приеме дважды с тем же вопросом. Оба раза он не отказал. В 2009-м, когда в области завершился Год театра и кино, у губернатора прошел круглый стол с участием театральных деятелей. Александр Николаевич поручил Владимиру Проскурину (зампредседателя правительства области — ред.) и Валерию Рудскому (председатель комитета по культуре) подготовить предложения по строительству театра кукол. Но в видении Валерия Рудского строительство театра — никак не раньше 2020 года. — Есть еще и законодательная власть, чье слово в последние годы звучит достаточно веско.

— У меня собрана увесистая папка переписки по строительству нового театра кукол с самыми разными инстанциями. В 2007 году депутат облдумы Галина Хаботина обращалась с этим вопросом к губернатору, состоялось совещание, где присутствовали представители комитетов по труду, строительству, экономике, культуре. И все были сторонниками строительства для нас нового здания. Все, кроме одного...

В сентябре 2011-го я изложила суть проблемы на встрече с председателем областной Думы Виктором Карамышевым.

— А ведь какая была бы память обо всех, если бы Курск получил новое здание театра кукол.

— Именно так. Посмотрите6:дом политпроса отдали первой школе искусств, которая раньше размещалась в подвале музыкального училища, бывшую партшколу — Дворцу пионеров, райком партии — детской школе искусств № 2... Перечень можно продолжить, но все это — с использованием приспособленных помещений. И вот на этом фоне — принципиально новый для города и области, с самого начала построенный под конкретные требования комплекс зданий для детей. Курские ребятишки этого стоят.

Ребенок благодаря нашему искусству раскрывается, становится добрее. Не зря же в 1943-1944 годах, как только стали освобождать территории от оккупации, Совнарком РСФСР принял постановление о строительстве детских театров. Города были разрушены, в том числе и Курск, а этому вопросу придавалось огромное значение. Понятное дело — искали и приспосабливали помещения из тех, что лучше других сохранились, не пострадали от бомбежек, а таковых было мало.

— Как раз в те же годы сложилась судьба нынешнего парка Пионеров. Изначально предполагалось создать там мемориальное кладбище Героев Великой Отечественной войны, но все-таки его отдали детям. Кстати, на мой взгляд, парк Пионеров — прекрасное место для нового театра кукол. Впрочем, это отдельная тема...

Трудно отрицать, что нынешнее руководство в последние годы постоянно акцентирует внимание на проблемах театра, и многие вопросы реально решаются.

— Осенью прошлого года президент России Дмитрий Медведев собирал театральных деятелей, после чего дал распоряжение по реализации вопросов, которые те поставили. Сразу пошли запросы в регионы: по оснащению, ремонту, служебному жилью для актеров и так далее. От нас тоже попросили предложения.

В Министерстве культуры России сейчас разрабатывается программа на 2012-2016 годы по строительству и капитальному ремонту театральных зданий. Почему бы не воспользоваться этим обстоятельством и не обратить внимание центральных властей на проблемы, в частности нашего театра, добиваясь включения в программу финансирования? Тот самый случай, когда под лежачий камень вода не потечет. Мы направили свои предложения областному комитету по культуре, но какова их судьба — не знаю.

— Расположение вашего нынешнего здания с учетом дворовой территории — это лакомый кусок для многих застройщиков, скажем, в обмен на здание в другом месте. Не приходилось ли беседовать на эту тему с кем-то из частных инвесторов?

— За это время кто только не приходил к нам с предложениями относительно нового здания! К примеру, Владимир Лосев: давайте, дескать, театр кукол переведем в пристройку к «комсомольской» школе, что неподалеку от Кировского моста. При этом наше нынешнее помещение он предполагал забрать себе. Андрей Канунников (без каких-либо меркантильных соображений) предлагал построить детский центр на территории электроаппаратного завода. Но там тоже места мало, и радикально все наши проблемы не решатся. К тому же это действующее предприятие.

— Как помогают театру меценаты? И вообще — есть ли таковые в Курске?

— Слава Богу, есть, и на наши просьбы откликаются многие. Благодаря им у нас появились новые пластиковые окна, осветительное оборудование и многое другое. Скажем, выездные кассы театра появятся в торговых центрах «Европа».

После осле осле осле завершения беседы Александра Николаевна долго водила меня по закоулкам театра кукол, знакомя с различными подразделениями. Уютно, но на самом деле — очень уж тесно, да и выход без поводыря не сразу найдешь. Особенно впечатлили помещения мастерских, где ютятся сразу несколько служб. Думается, в каморке папы Карло было просторнее. Именно здесь пришло в голову, что все эти проекты нового театра кукол, которые мне демонстрировала Александра Кондратова, по своей сути очень уж напоминают тот самый нарисованный на стене очаг. Помните, любопытный Буратино случайно проткнул этот кусок полотна носом и тщетно пытался разглядеть в дырочку, что же скрывается за ним: глухая стена или все-таки возможность двигаться к мечте? Беззаботный, веселый Буратино, твои бы проблемы директору театра...

Здесь в самый раз напомнить, что Курскому театру кукол в 2014 году исполняется 70 лет. Если сегодня серьезно озаботиться этой темой, то можно аккурат к юбилею подарить ребятишкам и их родителям новое здание, реализовав проект, который за два десятилетия вовсе не устарел, поскольку явно разрабатывался с большим запасом на будущее...

P. S. Передо мной та самая пухлая папка переписки по вопросу строительства в Курске нового здания театра кукол. Основной контрдовод — отсутствие в области свободных средств на фоне софинансирования из областного бюджета различных программ. Звучит, конечно, веско. Но тогда, может быть, не стоит торопиться отдавать эту площадку (квартал 365) под другие объекты? 20 лет ждали, еще подождем.

Виктор Крюков