Персоналии
Спектакли
О театре
http://cultura.at.ua/
2 ноября 2012 г.

Кукольники всей Украины сплели в Черкассах «Сказочное кружево»

... Жил на свете Пан Коцкий. Обычный ленивый и наглый котяра, который в один не слишком удачный для себя день надоел хозяевам. Вот и вынес его хозяин в темный лес — диких зверей кормить. А там уже началась знакомая всем с детства катавасия: и как звери угождали, и как Лисичка хитрила, и как стыдно им потом было, когда поняли, перед кем кланялись. Неожиданностью в этой истории стало только одно: и дородный кот, и льстиво — трусливые звери, и богатая на выдумки лиса взяли и... приехали в Черкассы на гастроли. А произошло это так... Два года назад, отмечая 45-летний юбилей Черкасского академического театра кукол, его директор, а по совместительству Председатель Всеукраинского совета директоров театров кукол Любовь Величко решила совместить приятное с приятным, — так возник Всеукраинский фестиваль театров кукол «Кружево сказочное». Тогда из этой затеи вышел такой веселый профессиональный сабантуй, который джазмены окрестили сейшен. Здесь каждый играл своё, импровизации переплелись с хорошо согласованными многолетними творческими конструкциями, поэтому к общему удовольствие маленькой публики и крупных театральных деятелей мероприятие стало традицией. К сожалению, и в мире детских сказок количество хорошего ограничено, поэтому, видимо, фестиваль приобрел статус биеннале. Однако выбор участников и работ как тогда, так и на этот раз получился такой качественный, что о нем можно с удовольствием вспоминать все два года — в аккурат к началу следующего события.

II Всеукраинский фестиваль театров кукол «Кружево сказочное» прошел с 15 по 19 октября этого года, и теперь ждать третье его пришествие придется ой как долго... Фестиваль, как и любая громоздкая и сложная конструкция, ценен прежде всего своим внешним видом и атмосферой. Здесь нет смысла изобретать экстравагантный формат, главную ставку делают на общение участников между собой и со зрителями. В этом году камерная атмосфера небольшого зала привлекла, ни много ни мало, 10 профессиональных театральных коллективов Украины, и все получилось одновременно празднично и по-домашнему. Обмен дружественными «шпильками», байками, общими воспоминаниями и — параллельно — честная игра на конкурсной основе... Получилось сочетание удивительное, но зато веселое и яркое. Впрочем, оставим лирические отступления и обратимся к событию с точки зрения наполнения. Здесь действительно было на что посмотреть не только малышам, у которых необычные, новые кукольные истории, безусловно, вызвали восторг. Упомянутую во вступлении шуточную оперу по мотивам народной сказки «Пан Коцкий» Павла Гирныка и Сергея Брижаня (режиссер-постановщик — заслуженный деятель искусств Украины Сергей Брижань, художник-постановщик — Нина Ольховик, композитор — Иван Пустовой) в гости привез Ровенский академический областной театр кукол. С песнями, традиционными шутливыми намеками, рассчитанными на родителей, и яркими куклами, созданными для детей, добротный спектакль получил вполне заслуженный диплом «За лучшую музыкальный спектакль». И еще очень уместную ремарку от одного знаменитого режиссера (имя которого, учитывая некоторые обстоятельства, «слишком известно, чтобы его называть»), якобы «такие спектакли крайне полезно демонстрировать перед выборами». И не искать черных кошек там, где их нет. Это был лишь первый день-открытие, и следующие дни принесли благодарным зрителям не один сюрприз.

Ни один почтенный театральный эксперт не снизойдет до выделения конкретных фаворитов. Но нам, простым зрителям, можно не истязать себя в рамках надуманной объективности, поэтому признаюсь честно: у меня любимцев было целых трое. При этом двое из них просто заставили меня забыться, а еще один был настолько смешным и обаятельным, что к нему даже комментарии подбирать неловко. И не буду разводить лишнюю интригу и представлю, наконец, три лучшие, по моему мнению, фестивальные работы.

Если в мире и существует определенная незыблемая Абсолютная Доброта, то для многих она заключается в религии. Такой эталонной, совершенной, безгранично светлой добротой от начала до конца пронизан спектакль Донецкого академического областного театра кукол «Дорога в Вифлеем» Сергея Ковалева (режиссер-постановщик — заслуженный артист Украины Анатолий Поляк, художник-постановщик — Виктор Никитин, музыкальное оформление Геннадия Юрченко). Спектакль создан относительно недавно — премьеру впервые представили публике 9 декабря 2011. Но каким-то удивительным образом представленное театром создает впечатление почти идеального творения, существовавшего испокон веков. Это тот образец ведения куклы, о котором слышишь от восторженных театральных завсегдатаев старшего поколения в разговорах вроде: «Вот в наше время умели...» и т. д. Спектакль порождает то чувство искреннего удивления, которое доступно только в детстве, когда казалось, что кукла живет самостоятельной жизнью. Вот сидит Мария с младенцем и ничего не делает, но смотрит ТАКИМИ глазами и в руках искусного кукловода ТАК поворачивает совершенно прекрасную головку, что ты, пропуская удары сердца, ждешь, что вот прямо сейчас она заговорит именно с тобой и по собственной воле. И никогда в жизни у меня не возникало такого мощного сочувствия к на минутку оставленной кукле. Видишь спину маленького человека, прислоненную к дереву, и, словно из воздуха получаешь олицетворение потерянности и извечного человеческого одиночества. А этот понурый Ослик, который стыдливо улыбается и опускает глаза! А меховой Крот, к которому так и тянутся руки от неудержимого желания приласкать! Это та правильная, десятилетиями шлифованная школа взаимодействия человека с куклой, которая, вероятно, никогда не стареет.

Нельзя обойти вниманием и сюжет с образами. В спектакле прозвучало несколько максим, о которых стоит задуматься в любом возрасте. Так, Крот, упорно ищущий Бога не вверху, а под землей, обращается к Ослику с жесткой фразой: «Вы не замечаете того, что у вас под ногами, потому что слишком часто смотрите в небо». Камешек в огород всех несчастных идеалистов... Правда, Крот всё же нашел под землей Некую Силу, но совершенно не ту, которую искал... Лев говорит страшные в своей правдивости слова о том, что власть не может основываться на любви, только на силе. Этот метод, как выясняется, эффективен только с теми, кто готов к встрече с глазу на глаз. А вот на охотников, которые убивают с расстояния, такое правило не распространяется. Это была последняя истина, которую в жизни осознал Лев. И жаль его, как никого, поскольку, несмотря на диктаторские наклонности, он пытался править справедливо, в отличие от людей... Кстати, о последних: стоит задуматься, почему для Осла такой страшной казалась мысль, что Бог будет иметь подобие человека... Пожалуй, наиболее впечатляющим по эмоциональному воздействию является финал (что, как ни прискорбно, редко случается с детскими представлениями). Когда Ослик решает отказаться от исполнения мечты стать звездой и остается помогать семье Иосифа и Марии, его звезда-проводница подчеркивает, что он нашел заветное в собственном сердце. Сильная метафора, к которой можно подобрать кучу толкований. Мне ближе то, в котором любой, даже безнадежно заблудившийся, может найти Бога в своей душе. Главное, как следует поискать. Если представить себе лучшие постановки фестиваля в виде фигурок на мосту, я бы сказала, что «Дорога в Вифлеем» и «Аленушка и Иванушка» Хмельницкого академического областного театра кукол (режиссер-постановщик — Сергей Брижань, художник-постановщик — Михаил Николаев) стоят на различных его краям. Более того, это две совершенно разные самостоятельные Вселенные, апеллирующие к противоположным чувствам и оперирующие разными средствами. «Дорога...» обращается к сердцу, вызывает тихий восторг и покой, «Аленушка...» же вызывает целую бурю резких эмоций — от ужаса до почти мучительного любопытства. Куклы и декорации выполнены в духе безупречного минимализма. Аленушка, Иванушка, Принц скорее напоминают эскизы, даже идею человека, если угодно. В них воплощены чувства, обозначенные не яркими красками, но игрой. Дым, звуки, шепот, — все это добавляет ужаса в литературно не такую уж страшную сказку о Иванушке, который козленочком стал. Огромную смысловую нагрузку несут многочисленные символы, источники которых следует искать в народной украинской мифологии. Особенно кошмарными почему-то выдаются лошадиная и козлиная головы. Специально интересуемся в надежных источниках. И вот, скажем, у выдающегося этнографа и фольклориста Георгия Булашева находим информацию, что лошадь, оказывается, посредник между мирами и царствами: своим и «тридесятым». Некоторые народные легенды говорят, что лошадь — и вовсе воплощенный ангелом по велению Господа дьявол. Не лучшая репутация и у козла — того вообще считают то неудачной дьявольской версией коровы, то существом, созданным лично нечистым по собственному подобию. В спектакле то лошадиная, то козлиная головы возникают ниоткуда в самый неожиданный момент и у взрослого внимательного зрителя вызывают не только страх, но и стойкое желание покопаться в дополнительных источниках. Неплохая черта для детского спектакля, не так ли? Отдельного внимания заслуживает персонаж ведьмы — одного из самых страшных воплощений зла, виденных мною в театре. Это таинственный ворон в перьях-латах, предвестник и носитель смерти и всевозможных страданий. Не зря в тех же народных повествованиях говорится, что черт летает дворами в образе ворона и забирает у людей последние искры жизни. В «Аленушке...» кукла ведьмы-ворона напоминает противочумную средневековую маску врачей. Этот внешний вид вкупе с вкрадчиво-зловещим голосом актрисы создает впечатление вездесущего проклятия. Словом, о всяком разном зле здесь говорится, и даже победа добра в конце представляется не столь уж убедительной, как хотелось бы. Впечатляет — иначе не скажешь!

Наконец, третий триумфатор фестиваля — чрезвычайно забавный спектакль в духе «До третьих петухов» В. Шукшина и нетленных юмористических пьес Л. Филатова — «Про Василису Прекрасную и Кощея Бессмертного» Юрия Боганова (Днепропетровский городской театр кукол; режиссер-постановщик — заслуженный деятель искусств Российской Федерации, заслуженный артист Украины Валерий Бугаев; художник-постановщик — Виктор Никитин; композитор — Александр Москаленко) с пометкой «типа русской сказки». Пересказывать сюжет можно долго и подробно. И про то, как Кощей жениться надумал, и как Яга ему невесту нашла, и как ленивый рыцарь явился на подвиг и вовремя не сориентировался, кого именно спасать... Но весь неповторимый шарм сказки не столько в запутанной истории, сколько в мелочах, эпизодах, ведении куклы опять-таки. Чего стоит кукла Кощея, которая наряду с актером пытается играть на балалайке! А фраза героев-мужчин при виде коротко стриженой рыжей Василисы: «Ух какая!». Или «...губами червлена, бровьми союзна». И ее самопрезентация: «Марфа я!» (ничего не напоминает?..). И еще много мелочей, что в сумме с профессиональной кукольной и актерской работой создают блестящий шедевр для детей от 7 до 107 лет. Интересно, что эти три совершенно разноплановых спектакля собрали целую кучу дипломов на «Сказочном кружеве». Если бы речь шла о «Оскаре», журналисты назвали бы номинации, в которых победили наши герои, ключевыми. Судите сами. Днепропетровскому театру достались дипломы «За лучшую работу с куклой» (Ирина Синицына), «За лучшую мужскую роль» (Юрий Лисняк — Кощей, Иван), «За лучший актерский ансамбль». Донецкий театр может похвастаться дипломами «За лучший спектакль фестиваля», «За лучшую женскую роль» (Ирина Каракаш — Мария с младенцем), «За лучшую куклу» (Ослик; художник — Виктор Никитин, исполнительница роли — Ирина Каракаш), «За лучшую роль второго плана (Вячеслав Греков — Поросенок, Лев, Обезьяна; Борис Шайдер — Иосиф, Крот).

У Хмельницкого театра теперь дипломы «За лучшую режиссуру (Сергей Брижань) и » За лучшую сценографию «(Михаил Николаев). Кстати, несколько слов о жюри. Оно у нас получилось на редкость демократичным, максимально честным и справедливым. Если на других подобных мероприятиях принято приглашать на эту роль уважаемых метров с благородной сединой, нередко далеких от современного „живого“ театра, то в нашем случае дипломы распределяли представители самих участников. Здесь были и актеры, и режиссеры, и руководители, чтобы, так сказать, рассмотреть работы всех сторон. И еще немного о других наградах. Диплом „За фестивальный дебют“ заслужила Дарья Иванова со спектаклем „Колобок“ Евгения Патрика (Львовский театр эстрадных миниатюр „И люди, и куклы“; режиссер-постановщик — Дарья Иванова; художник-постановщик — Эльвира Босович; музыкальное оформление — М. Сало, Д. Иванова). Показать такую сказку оригинально уже, наверное, невозможно, хотя, безусловно, интересные находки театр представил. Прекрасно прозвучала идея пекарни с очень правдоподобным изображением производственного процесса. Отлично выглядел Волк с криминальным оттенком и неповторимым жаргонным: „Айда брать овчарню!“. Но в целом, осталось ощущение незавершенности. Хотелось бы, чтобы идея „спектакля в спектакле“ была доведена до конца и находила выражение не только в начале, но и в течение всего перформанса. И слегка затянутые философские рефлексии Колобка... Но это все детали, поскольку спектакль все равно доставил зрителю огромное удовольствие.

За лучший актерский дуэт» наградили Петра Бабинца и Тараса Винника в спектакле «О том, о сем...» Анатолия Богданова (Ивано-Франковский академический областной театр кукол имени Марийки Пидгирянки; режиссер-постановщик — Владимир Пидцерковный; художник-постановщик — Николай Данько; композитор — Виталий Маник). Получилась своеобразная сказка от современного Оле-Лукойе и странствующего барда. Добавьте к этому веселые песни и танцы, целых две увлекательные и забавные истории по мотивам белорусских сказок «Пирожок» и «Козы» — и получите крепкий качественный спектакль для маленьких ценителей прекрасного.

Диплом «За лучший спектакль для самых юных зрителей» достался Запорожскому областному театру кукол за спектакль «Вот так Мыцик!» Ефима Чеповецкого (режиссер-постановщик — Вадим Лавринюк, художник-постановщик — Людмила Зиновьева, музыка Луи Армстронга). Яркую и колоритную работу с предыдущим спектаклем «О том, о сем...», а также с работой «А где же пятое?» (Львовский академический областной театр кукол; диплом «За лучшую эпизодическую роль» (Александр Кочергин — Индюк) и «За лучший костюм» (художник — Татьяна Улинец)) и еще одним дипломантом фестиваля — Кировоградским академическим областным театром кукол (спектакль «Волченок из сказочной корзины» Виталия Гольцова) — объединяет то, что это «рабочие» представления. Они всегда встречают теплый прием у местной публики. Но каких-то умопомрачительных находок и других «новых слов» в фестивальной истории такие спектакли не предлагают. Хотя, конечно, все равно заслуживают внимания. Тем более, что они просты и понятны даже для самых маленьких зрителей.

Отдельное место принадлежит диплому «За наивысшее профессиональное мастерство и верность искусству театра кукол Украины», врученному режиссеру Валерию Бугаеву. Сегодня он работает главным режиссером Курского областного театра кукол (Россия), является заслуженным артистом Украины и заслуженным деятелем искусств Российской Федерации. Но для Черкасс он не просто абстрактная величина, его именем называют целый этап в истории развития Черкасского академического театра кукол. Собственно, во многом именно благодаря ему наш театр заработал себе славу активного и открытого для экспериментов творческого коллектива. Именно Валерий Бугаев приучал всерьез воспринимать искусство театра кукол, открывал для коллектива новые имена и новые горизонты. И уже хотя бы поэтому старшее поколение черкасских театральных профессионалов всегда будет вспоминать о нем с особым пиететом. В свое время на Черкассах он не остановился и отправился совершенствовать другие театры. И не останавливается до сих пор, за что и заслужил искреннее восхищение и признательность жюри фестиваля.

Неожиданно 19 октября фестиваль подошел к концу, оставив после себя ощущение неприятной пустоты. Но мы же не о всех участниках вспомнили!.. Был еще один театр — вне конкурсной программы. Речь идет о черкасском академическом театре кукол. Для своих коллег он приготовил неожиданный перформанс «с пылу, с жару» — премьеру спектакля по мотивам украинского детского фольклора и стихов украинских поэтов «Шла собака через мост» Ярослава Грушецкого (режиссер-постановщик — Ярослав Грушецкий, художник-постановщик — Карина Чепурная, композитор — Сергей Кулинич). Сценография, поражающая воображение, неожиданно выразительные куклы, похожие на персонажей картин модных сегодня национальных художников-примитивистов, чрезвычайно богатый, насыщенный, живой украинский язык диалогов и ремарок, — это неполный перечень достоинств спектакля. Интересно, что всему действу изначально ритм задает простая детская считалка, похожа на традиционный украинский мелодичный «лукавый» стишок. Ну, знаете, из тех, которые никогда не имеют окончания и на вопросы вроде: «Хорошая моя сказка или нет?» — что не отвечай, рассказчик всегда найдет повод повторить все сначала. Вот если бы так было и с яркими фестивалями театров кукол... Ведь сказка действительно получилась отменная. Может быть, еще хотя бы разочек повторим, а?..

Сусанна Хаустоваа