«Городские известия»22 октября 2011 г. |
---|
Галина Сурженко: Театр кукол — это постоянный праздник! |
---|
У актрисы Курского театра кукол Галины Сурженко — счастливая актерская судьба. И дело не в каком-то особом везении, просто она любит дело, которому посвятила свою жизнь. |
В антракте одного из спектаклей, в котором участвовала Галина Сурженко, ее коллега — заслуженная артистка России Людмила Марголина, с которой мы сидели рядом в последнем ряду зрительного зала, рассказала: — Мы с Галиной давно дружим. Она удивительная подруга! И работать с ней очень приятно, потому что Галя прекрасно чувствует партнера. Я всегда получала колоссальное удовольствие, наблюдая за ее работой, например, в спектакле «Прыгающая Принцесса», где она играла с Женей Гординым. О ее человеческих качествах можно говорить бесконечно, это профессионализм, порядочность, способность помогать друзьям в тяжелые моменты, умение радоваться чужим победам. Ее мнение о спектакле, ее оценки игры на сцене очень важны для меня. Галя — честная. Если нечего сказать, промолчит, а если понравилось — подойдет, объяснит понятно, точно. Она удивительно добрый человек. — Когда приходила в эту профессию, я в общем-то не знала, что это такое, — рассказала актриса. — Образование у меня — режиссер народных театров. Сначала думала, что это постоянный праздник, но когда начались репетиции, многое не получалось... Первой моей ролью была Слониха — огромная, неподъемная кукла. С непривычки было неимоверно трудно — целый час продержать куклу на вытянутой руке. Постепенно привыкла, начала получать удовольствие от того, что делаю, особенно когда что-то получалось. А когда не получалось, жутко огорчалась, повторяла себе: все, надо заканчивать, это бессмысленно... С годами поняла: работа актера — это образ жизни, образ мысли. Ведь такое удовольствие — доставлять детям радость! Теперь понимаю: действительно, это праздник, фейерверк, наслаждение! Не каждый человек может сказать, что он любит свою работу. А эта профессия — моя! Я немного «хулиганка», но только в театре. Все время быть такой «раскованной» невозможно, дома я строгая и люблю дисциплину. Театр всегда живет во мне, и я развиваю у внука способности творчески мыслить. Мы с ним любим фантазировать и мечтать. Придумываем истории. Выходим, допустим, на улицу гулять, становимся какими-нибудь персонажами. Он, например, Ежик, я — Хомяк. Идем и забавные истории сочиняем. Около сорока лет Галина Прокопьевна служит в этом театре, работала со многими режиссерами. У нее выразительный сценический голос, и она отлично владеет техникой кукловождения. К примеру, в спектакле «Сумбур, или Шоу небылиц» актриса виртуозно работала с самыми разными куклами: тростевыми, планшетными, петрушечными, марионеточными и ростовыми. Удержаться в этой нелегкой профессии трудно, не каждый выдержит такую маленькую зарплату — только истинно любящие свое дело актеры. Каждый год у Сурженко есть интересные роли, зрительский успех. — Люблю наш театр за то, что он всегда разный. Когда-то более востребованными были постановки для взрослых, сейчас репертуар формируется в основном для детей. Зрителей всегда много. Современные спектакли для взрослых главного режиссера Валерия Бугаева — для думающих зрителей. Мне они нравятся, а самое большое потрясение для меня — «Король умирает». В конце спектакля, сидя в зале, я уже не могла сдержать слез. Когда-то в Ярославском институте, постигая актерскую профессию, мы изучали все эти пьесы, но, сдавая экзамены, не особенно углублялись в материал. А тут я осознала ее глубокий смысл. Вообще люблю смотреть из зала, как работают коллеги — столько радости испытываешь от удачной роли. Я каждому готова поклониться за блестящую работу. И чему-то учусь у них, естественно. С возрастом уже по-другому относишься к профессии, видишь штампы, избитые приемы. Может быть, уже нет того стремления побольше ролей сыграть, хочется неторопливо пропустить роль через себя, отшлифовать ее до мелочей. Какая-то другая степень творчества приходит с годами. — А роли птиц, животных? Как их сыграть, чтобы режиссер сказал: «Верю»? Наверное, надо исполнителю таких ролей быть очень наблюдательным. И почему-то ожившие на сцене куклы очень напоминают характеры некоторых людей... — В каждого героя вкладываем определенные человеческие качества — и характер, и опыт. Наши птицы, звери — все равно больше люди. Кукла — маска, но дети верят, что это живой персонаж. У «братьев меньших» в пластике есть что-то особенное, стараюсь это уловить, отложить в памяти, а потом сделать похожее. А характер у куклы — человеческий: раз персонаж говорит, значит, он должен чувствовать и понимать. — А голос как подбираете своему персонажу? — Голос идет от маски, от образа. Подсказывает режиссер, как это должно быть в спектакле. Если на сцене пять ворон, они же не могут быть совершенно одинаковыми. Вот и начинаешь что-то свое лепить. В процессе, чаще в конце репетиций, образ вырисовывается, а иногда — сразу. У нас в театре говорят: если кукла художникам удалась, то она похожа на актера, они становятся соавторами. — Профессия повлияла на ваш характер? Изменился ли он? — Наверное, изменился, как у всех людей с годами... Я уже не такая взрывная, как раньше. Стала терпимее, внимательнее к людям отношусь. Стараюсь никого не обижать. А творчество — очень субъективно, это — бумеранг. Если чувствую какой-то дискомфорт в себе, очень трудно работать. Мне нужно, чтобы все вокруг было хорошо: дома, на работе. — Галина Прокопьевна — такая актриса, которую вроде бы и не очень видно, но это человек совершенно безотказный, на нее можно положиться, она профессионально делает свое дело, причем любую роль. И вопрос даже не ставится так: подходит она для актера или нет, просто Гале говоришь: надо сделать вот эту роль. Галина Прокопьевна как актриса до конца не реализовала себя в нашем театре. В ней заложено много разного, интересного. Но режиссеры приходят и уходят. Кто-то ее «видит», кто-то — «нет». А она никогда не идет напролом, роли себе «не выгрызает». Ее природная скромность и деликатность иногда ей во вред. По этой причине, возможно, она еще не сыграла того, что могла бы. А все ее роли — всегда интересны, всегда высокого качества, если можно применить это слово. Самый большой долгожитель в репертуаре нашего театра — спектакль «Трям, здравствуйте!» В нем Галина играет с первого дня вот уже 16 лет. Никогда не скажешь, что спектакль «старый» — он всегда свежий, незаигранный. Сурженко замечательно играет Ежика — наивного, трогательного, доброго. У него жертвенная душа, он готов за друга все отдать. Во многих спектаклях у нее положительные роли. Но это не мешает актрисе также успешно справляться с острохарактерными. Творческих простоев у нее нет. А коль есть творческий запас, значит интересные роли будут всегда. Работать за ширмой — специфика профессии актера театра кукол. А еще Галина Прокопьевна очень интересна и в ролях живого плана. Ее Старуха Шапокляк восхитила зрителей в новогодних интермедиях последних лет. А разве можно было не полюбить ее Фому в спектакле «Приключения на острове пальм» — нерадивого двоечника, но вместе с тем веселого и смышленого, неутомимого фантазера? Пластичная, музыкальная, в некоторых спектаклях она выступает в роли кукловода сразу нескольких персонажей. Ее мастерство и верность профессии отмечали не раз, Галина Прокопьевна удостаивалась Почетных грамот Министерства культуры РФ и Российского профсоюза работников культуры, комитета по культуре Курской области и других. — В этом году, — сказала директор театра, заслуженный работник культуры РФ Александра Кондратова, — был ввод в спектакль «Приключения Каштанчика». Постановка с участием Галины Сурженко заиграла совершенно новыми красками. Исполнение роли Крысы-Крысавицы — яркий пример ее отношения к работе. Этот спектакль очень любят дети. Актриса предана своему коллективу, театру, работает с разными режиссерами, которые доверяют ей главные роли. Она умеет найти образ, характер, интонацию. В коллективе произошло значительное омоложение. Но возрастного разрыва в труппе нет благодаря таким актрисам, как Сурженко. Опытные актеры сохраняют в своем характере черты молодости, понимают молодых коллег, а те уважают и любят старших. Галина Сурженко в этом коллективе и на сцене театра — источник позитивной энергии. Людмила Кутыкина
|